Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология
Млекопитающие
1.  
i

На при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к клас­су Мле­ко­пи­та­ю­щие ука­зы­ва­ет(-ют):

1) дву­сто­рон­няя сим­мет­рия тела
2) на­ли­чие трех слу­хо­вых ко­сто­чек в сред­нем ухе
3) ге­те­ро­троф­ный тип пи­та­ния, по­движ­ный образ жизни
4) верх­ние ко­неч­но­сти хва­та­тель­но­го типа, на­ли­чие ног­тей
2.  
i

Одним из при­зна­ков, ука­зы­ва­ю­щих на при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к клас­су Мле­ко­пи­та­ю­щие, яв­ля­ют­ся(-ется):

1) две пары ко­неч­но­стей
2) диф­фе­рен­ци­а­ция зубов на клыки, резцы и ко­рен­ные
3) на­ли­чие по­зво­ноч­ни­ка и че­ре­па
4) про­ти­во­по­став­ле­ние боль­шо­го паль­ца кисти осталь­ным паль­цам
3.  
i

На при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к клас­су Мле­ко­пи­та­ю­щие ука­зы­ва­ет(-ют):

1) на­ли­чие диа­фраг­мы, мо­лоч­ных, саль­ных и по­то­вых желез
2) ге­те­ро­троф­ный тип пи­та­ния, рас­по­ло­же­ние серд­ца на брюш­ной сто­ро­не тела
3) две пары ко­неч­но­стей, на­ли­чие по­зво­ноч­но­го стол­ба, че­ре­па, го­лов­но­го и спин- ного мозга
4) про­ти­во­по­став­ле­ние боль­шо­го паль­ца руки осталь­ным, раз­ви­тые клю­чи­цы, на­ли­чие ног­тей
4.  
i

Одним из при­зна­ков, ука­зы­ва­ю­щих на при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к под­ти­пу По­зво­ноч­ные, яв­ля­ет­ся:

1) на­ли­чие диа­фраг­мы;
2) на­ли­чие спин­но­го и го­лов­но­го мозга;
3) внут­ри­утроб­ное раз­ви­тие;
4) диф­фе­рен­ци­а­ция зубов на клыки, резцы и ко­рен­ные.
5.  
i

Одним из при­зна­ков, ука­зы­ва­ю­щих на при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к типу Хор­до­вые, яв­ля­ют­ся(-ется):

1) на­ли­чие ног­тей
2) диф­фе­рен­ци­а­ция зубов на клыки, резцы и ко­рен­ные
3) че­ты­ре груп­пы крови по си­сте­ме АВО
4) на­ли­чие в пи­ще­ва­ри­тель­ной труб­ке у эм­бри­о­на жа­бер­ных щелей
6.  
i

Одним из при­зна­ков, ука­зы­ва­ю­щих на при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к под­ти­пу По­зво­ноч­ные, яв­ля­ют­ся(-ется):

1) две пары ко­неч­но­стей
2) на­ли­чие ушно ра­ко­ви­ны
3) пи­та­ние за­ро­ды­ша через пла­цен­ту
4) че­ты­ре груп­пы крови по си­сте­ма AB0
7.  
i

Одним из при­зна­ков, ука­зы­ва­ю­щих на при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к от­ря­ду При­ма­ты, яв­ля­ют­ся(-ется):

1) две пары ко­неч­но­стей
2) на­ли­чие в пи­ще­ва­ри­тель­ной труб­ке у эм­бри­о­на жа­бер­ных щелей
3) па­пил­ляр­ные узоры на паль­цах
4) пи­та­ние за­ро­ды­ша через пла­цен­ту
8.  
i

Ука­жи­те при­мер дей­ствия ста­би­ли­зи­ру­ю­щей формы есте­ствен­но­го от­бо­ра:

1) адап­та­ция сор­ня­ков к раз­лич­ным ядо­хи­ми­ка­там
2) по­яв­ле­ние в по­пу­ля­ции обык­но­вен­но­го каль­ма­ра ги­гант­ских осо­бей
3) фор­ми­ро­ва­ние по­кро­ви­тель­ствен­ной окрас­ки у самок глу­ха­ря при рас­ши­ре­нии аре­а­ла
4) под­дер­жа­ние вы­со­кой проч­но­сти тка­ней цвет­ков у рас­те­ний, опы­ля­е­мых ле­ту­чи­ми мы­ша­ми
9.  
i

Ука­жи­те при­мер дей­ствия дви­жу­щей формы есте­ствен­но­го от­бо­ра:

1) ги­бель вод­ных рас­те­ний при пе­ре­сы­ха­нии во­до­е­ма
2) су­ще­ство­ва­ние гат­те­рии и дру­гих ре­лик­то­вых ор­га­низ­мов в не­из­мен­ном виде
3) пре­иму­ще­ствен­ное вы­жи­ва­ние лан­цет­ни­ков, име­ю­щих ти­пич­ное по­лу­про­зрач­ное тело
4) фор­ми­ро­ва­ние у бо­лез­не­твор­ных бак­те­рий устой­чи­во­сти к раз­лич­ным ле­кар­ствен­ным пре­па­ра­там
10.  
i

Ука­жи­те при­мер дей­ствия дви­жу­щей формы есте­ствен­но­го от­бо­ра:

1) по­вы­ше­ние устой­чи­во­сти крыс к раз­лич­ным ядо­хи­ми­ка­там
2) со­хра­не­ние сред­них раз­ме­ров кры­льев у де­ре­вен­ской ла­сточ­ки
3) су­ще­ство­ва­ние ре­лик­то­во­го рас­те­ния гинк­го в не­из­мен­ном виде
4) под­дер­жа­ние опре­де­лен­но­го раз­ме­ра вен­чи­ка у цвет­ков, опы­ля­е­мых пче­ла­ми
11.  
i

Ука­жи­те ко­неч­ные про­дук­ты гли­ко­ли­за:

а)  АТФ;

б)  НАДФ+;

в)  уг­ле­кис­лый газ;

г)  пи­ро­ви­но­град­ная кис­ло­та.

1) а, в;
2) а, г;
3) 6, в;
4) 6, г.
12.  
i

Об­лег­чен­ная диф­фу­зия через плаз­ма­лем­му ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что:

а)  ве­ще­ства транс­пор­ти­ру­ют­ся из об­ла­сти их низ­кой кон­цен­тра­ции в об­ласть более вы­со­кой;

б)  ве­ще­ства транс­пор­ти­ру­ют­ся из об­ла­сти их вы­со­кой кон­цен­тра­ции в об­ласть более низ­кой;

в)  осу­ществ­ля­ет­ся с ис­поль­зо­ва­ни­ем энер­гии АТФ;

г)  про­ис­хо­дит без ис­поль­зо­ва­ния энер­гии АТФ.

1) а, в;
2) а, г;
3) 6, в;
4) 6, г.
13.  
i

Ге­те­ро­га­мет­ны­ми ор­га­низ­ма­ми яв­ля­ют­ся:

а)  самец дро­зо­фи­лы;

б)  самец кряк­вы (се­ле­зень);

в)  самка ту­то­во­го шел­ко­пря­да.

1) а, в;
2) 6, в;
3) толь­ко а;
4) толь­ко б.
14.  
i

Оха­рак­те­ри­зуй­те форму есте­ствен­но­го от­бо­ра, общая схема дей­ствия ко­то­рой по­ка­за­на на ри­сун­ке:

а)  дей­ству­ет в от­но­си­тель­но по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды; б) вы­бра­ко­вы­ва­ет от­кло­не­ния от при­спо­со­би­тель­ной нормы; в) сред­нее зна­че­ние нормы ре­ак­ции при­зна­ка оста­ет­ся кон­стант­ным; г) за­креп­ля­ет новые адап­тив­ные ге­но­ти­пы в по­пу­ля­ции; д) при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию но­во­го вида

1) а, б, в;
2) а, г, д;
3) б, в, г;
4) б, д.
15.  
i

Оха­рак­те­ри­зуй­те форму есте­ствен­но­го от­бо­ра, общая схема дей­ствия ко­то­рой по­ка­за­на на ри­сун­ке:

а)  сред­нее зна­че­ние нормы ре­ак­ции при­зна­ка оста­ет­ся кон­стант­ным; б) спо­соб­ству­ет со­хра­не­нию су­ще­ству­ю­ще­го вида; в) за­креп­ля­ет новые адап­тив­ные ге­но­ти­пы в по­пу­ля­ции; г) вы­зы­ва­ет сме­ще­ние ва­ри­а­ци­он­ной кри­вой при­зна­ка в кон­крет­ном на­прав­ле­нии; д) дей­ству­ет про­тив осо­бей с край­ни­ми зна­че­ни­я­ми при­зна­ков.

1) а, б, д;
2) а, в;
3) 6, г, д;
4) в, г.
16.  
i

В про­цес­се га­ме­то­ге­не­за у мле­ко­пи­та­ю­щих спер­ма­ти­ды:

а)  де­лят­ся мей­о­зом; б) яв­ля­ют­ся га­п­ло­ид­ны­ми; в) в пе­ри­од фор­ми­ро­ва­ния пре­об­ра­зу­ют­ся в спер­ма­то­зо­и­ды; г) окру­же­ны по­ляр­ны­ми тель­ца­ми, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют их пи­та­ние.

1) а, б;
2) а, г;
3) 6, в;
4) в, г;
5) толь­ко в.
17.  
i

В про­цес­се га­ме­то­ге­не­за у мле­ко­пи­та­ю­щих вто­рич­ные по­ляр­ные тель­ца:

а)  фор­ми­ру­ют­ся во время эм­бри­о­наль­но­го пе­ри­о­да (до рож­де­ния); б) яв­ля­ют­ся га­п­ло­ид­ны­ми; в) имеют жгу­тик и ак­ро­со­му; г) в пе­ри­од со­зре­ва­ния пре­об­ра­зу­ют­ся в ооци­ты вто­ро­го по­ряд­ка.

1) а, в;
2) а, г;
3) 6, в;
4) б, г;
5) толь­ко б.
18.  
i

Зубр ев­ро­пей­ский в Бе­ла­ру­си яв­ля­ет­ся:

1) видом-си­нан­тро­пом
2) объ­ек­том жи­вот­но­вод­ства
3) объ­ек­том про­мыс­ло­вой охоты
4) видом, за­не­сен­ным в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь
19.  
i

Ве­чер­ни­ца малая в Бе­ла­ру­си яв­ля­ет­ся:

1) видом-си­нан­тро­пом
2) объ­ек­том зве­ро­вод­ства
3) объ­ек­том про­мыс­ло­вой охоты
4) видом, за­не­сен­ным в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь
20.  
i

Ве­чер­ни­ца малая в Бе­ла­ру­си яв­ля­ет­ся:

1) видом-си­нан­тро­пом
2) объ­ек­том пти­це­вод­ства
3) объ­ек­том про­мыс­ло­вой охоты
4) видом, за­не­сен­ным в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь
21.  
i

Ука­жи­те на­зва­ния ко­стей (ча­стей ске­ле­та), обо­зна­чен­ных на схеме ске­ле­та мле­ко­пи­та­ю­ще­го бук­ва­ми А—Г:

1)  бедро

2)  плечо

3)  череп

4)  ребро

5)  го­лень

6)  пред­пле­чье

7)  груд­ной по­зво­нок

8)  по­яс­нич­ный по­зво­нок

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

22.  
i

Ука­жи­те на­зва­ния ко­стей (ча­стей ске­ле­та), обо­зна­чен­ных на схеме ске­ле­та мле­ко­пи­та­ю­ще­го бук­ва­ми А—Г:

1)  таз;

2)  ребро;

3)  бедро;

4)  го­лень;

5)  паль­цы;

6)  пред­пле­чье;

7)  груд­ной по­зво­нок;

8)  по­яс­нич­ный по­зво­нок.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

23.  
i

Ука­жи­те на­зва­ния ко­стей (ча­стей ске­ле­та), обо­зна­чен­ных на схеме ске­ле­та мле­ко­пи­та­ю­ще­го бук­ва­ми А—Г:

1)  таз

2)  плечо

3)  бедро

4)  го­лень

5)  пред­пле­чье

6)  фа­лан­ги паль­цев

7)  шей­ный по­зво­нок

8)  по­яс­нич­ный по­зво­нок

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

24.  
i

Ука­жи­те не­до­ста­ю­щее звено в по­сле­до­ва­тель­но­сти,опре­де­ля­ю­щей место че­ло­ве­ка в зоо­ло­ги­че­ской си­сте­ме:

род Че­ло­век  → се­мей­ство Го­мини­ды  → ?

1) отряд При­ма­ты;
2) отряд Жи­во­ро­дя­щие;
3) вид Че­ло­век ра­зум­ный;
4) под­класс По­зво­ноч­ные;
5) под­класс Мле­ко­пи­та­ю­щие.
25.  
i

У со­ба­ки:

а)  в шей­ном от­де­ле семь по­звон­ков; б) че­ты­рех­ка­мер­ное серд­це; в) в мо­че­вом пу­зы­ре может про­ис­хо­дить об­рат­ное вса­сы­ва­ние воды в ор­га­низм; г) внут­рен­нее опло­до­тво­ре­ние; д) раз­ви­тие за­ро­ды­ша про­ис­хо­дит в ма­точ­ной трубе.

1) а, б, в
2) a, б, г
3) б, в, д
4) в, г, д
26.  
i

Для мле­ко­пи­та­ю­щих ха­рак­тер­ны при­зна­ки:

 

а  — кожа прак­ти­че­ски ли­ше­на желез

б  — орган слуха пред­став­лен внут­рен­ним ухом и одной слу­хо­вой ко­сточ­кой

в  — вскарм­ли­ва­ние де­те­ны­шей мо­ло­ком

г  — в шей­ном от­де­ле по­зво­ноч­ни­ка семь по­звон­ков

д  — по­лость тела раз­де­ле­на диа­фраг­мой

1) а, б, в
2) толь­ко в
3) б, г, д
4) в, г, д
27.  
i

Орган какой си­сте­мы на схеме стро­е­ния на­зем­но­го мол­люс­ка обо­зна­чен циф­рой 4?

1) нерв­ной
2) кро­ве­нос­ной
3) ды­ха­тель­ной
4) пи­ще­ва­ри­тель­ной
28.  
i

Для боль­шин­ства мле­ко­пи­та­ю­щих ха­рак­тер­ны при­зна­ки:

 

а  — внут­рен­нее опло­до­тво­ре­ние

б  — зубы диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны на клыки, резцы и ко­рен­ные

в  — кожа со­сто­ит из од­но­слой­но­го эпи­дер­ми­са и под­кож­ной жи­ро­вой клет­чат­ки

г  — ту­ло­вищ­ные почки

д  — внут­ри­утроб­ное раз­ви­тие

1) а, б, в
2) а, б, д
3) а, г, д
4) б, в, д
29.  
i

У без­зу­б­ки:

а)  ор­га­ном га­зо­об­ме­на яв­ля­ет­ся лег­кое, об­ра­зо­ван­ное ман­ти­ей; б) раз­бро­сан­но-уз­ло­вая нерв­ная си­сте­ма; в) име­ет­ся кожно-му­скуль­ный мешок; г) пря­мое раз­ви­тие.

1) а, б, г
2) a, в
3) в, г
4) толь­ко б
30.  
i

Для боль­шин­ства мле­ко­пи­та­ю­щих ха­рак­тер­ны при­зна­ки:

 

а  — раз­ви­та ми­га­тель­ная пе­ре­пон­ка

б  — по ле­гоч­ным венам течет ар­те­ри­аль­ная кровь

в  — го­ло­со­вые связ­ки рас­по­ло­же­ны в ниж­ней части тра­хеи

г  — череп по­движ­но со­еди­нен с по­зво­ноч­ни­ком

д  — кора боль­ших по­лу­ша­рий с бо­роз­да­ми и из­ви­ли­на­ми

1) а, б, в
2) а, г, д
3) б, в, д
4) б, г, д
31.  
i

Для боль­шин­ства мле­ко­пи­та­ю­щих ха­рак­тер­ны при­зна­ки:

 

а  — яче­и­стые лег­кие

б  — го­лень со­сто­ит из двух ко­стей: боль­шой и малой бер­цо­вой

в  — кора боль­ших по­лу­ша­рий с бо­роз­да­ми и из­ви­ли­на­ми

г  — пар­ные яич­ни­ки лежат в по­ло­сти таза

д  — раз­ви­тие с ме­та­мор­фо­зом

1) а, б, г
2) а, в, д
3) б, в, г
4) б, г, д
32.  
i

Для боль­шин­ства мле­ко­пи­та­ю­щих ха­рак­тер­ны при­зна­ки:

 

а  — во­ло­ся­ной по­кров

б  — пояс зад­них ко­неч­но­стей об­ра­зо­ван пар­ны­ми бед­рен­ны­ми ко­стя­ми

в  — по­ло­вое и бес­по­лое раз­мно­же­ние

г  — зубы диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны на клыки, резцы и ко­рен­ные

д  — хру­ста­лик спо­со­бен из­ме­нять кри­виз­ну

1) а, б, г
2) а, в, д
3) а, г, д
4) б, г, д
33.  
i

К тому же от­ря­ду, что и жи­вот­ное, изоб­ра­жен­ное на ри­сун­ке от­но­сят­ся:

 

а  — лось

б  — кабан

в  — осел

г  — олень

д  — но­со­рог

1) а, б, г
2) в, г, д
3) толь­ко а, г
4) толь­ко в, д
34.  
i

К тому же от­ря­ду, что и жи­вот­ное, изоб­ра­жен­ное на ри­сун­ке от­но­сят­ся:

 

а  — выдра

б  — он­дат­ра

в  — ку­ни­ца

г  — нут­рия

д  — ли­си­ца

1) а, в, д
2) б, г, д
3) толь­ко а, д
4) толь­ко б, г
35.  
i

К тому же от­ря­ду, что и жи­вот­ное, изоб­ра­жен­ное на ри­сун­ке от­но­сят­ся:

 

а  — выдра

б  — белка

в  — ласка

г  — нут­рия

д  — ку­ни­ца

1) а, б, д
2) а, в, д
3) б, в, г
4) толь­ко б, г
36.  
i

К тому же от­ря­ду, что и жи­вот­ное, изоб­ра­жен­ное на ри­сун­ке от­но­сят­ся:

 

а  — но­со­рог

б  — кабан

в  — зебра

г  — зубр

д  — жираф

1) а, б, в
2) б, г, д
3) толь­ко а, б
4) толь­ко г, д